Надбавки / коэффициенты / сборы
AFEE ( agents fee) - вознаграждение / комиссия агента.
AS/ AGSA (Aden Gulf security adjustment) - сбор за дополнительную охрану при прохождении Аденского пролива, аналог сбора за пиратские риски и GAS.
BAF (Bunkering Adjustment Fee) - бункерный коэффициент/ поправочный коэффициент, обычно отрожающий рост стоимости судового топлива.
Blfee/ B/ L’sF/ BLS (bill of lading fee / surcharges) - сбор за выпуск коносамента, в некоторых случаях может являться синонимом термина DOC.
BOF/ BR/ BAS (base ocean freight / base rate) - базовая ставка морского фрахта.
CAF (currency adjustment factor) - валютный коэффициент, всегда измеряется в проценах, учитывает колебания курса валют стран отправителя и назначения.
СY (сcontainer yard) - дословно: контейнерный двор/ терминал, однако часто применяется как линейное условие перевозки грузов морем, обычно подразумевает одну крановую операцию ( погрузка или выгрузка на/с судна).
DCD /DDF (documentation / release fee destiation) — документационный сбор за выдачу контейнера / груза в порту назначения.
DHD/ DTHC ( destination (terminal) handlinge harges) - погрузо-разгрузочные работы в порту назначения, полный аналог THD).
DOC (documentation fee) - документационный сбор.
GRI (General Rate Increase) - уведомление линии о повышении базовой составляющей ставки морского фрахта.
ISPS (International Ship and Port Facility Security) - сбор за безопасность инностранных судов и портового оборудования.
ODF ( documentation fee - origin) - документационный сбор в порту отправления.
OHC / OTHC (original (terminal) handling charges) — погрузо-разугрузочные работы в порту отправления.
PSS (peak season surcharge) - сбор за предъявление груза в высокий/ пиковый сезон.
Release fee / charges - сбор за выпуск релиза ( разрешение на выдачу) груза.
THC ( terminal handling charges) - общая стоимость погрузо-разгрузочных работ ( ПРР) в портах отправления и назначения, если не указано иное.
THD ( terminal handling charges) - стоимость терминальных услуг ( погрузо-разгрузочных работ/ ПРР) в порту назначения.
WS ( war risk surcharges) - зимний/ ледокольный сбор.
Условия/ ограничения перевозок, типы контейнеров и оговорки перевозчиков
FR ( flat track) - контейнер-платформа.
DC ( dry container) - сухогрузный контейнер.
LOI ( letter of Indemnity) - гарантия освобождения от ответственности (дословно), документ применяется как гарантия не предъявления претензий к морскому перевозчику в случае возникновения убытков и/или утрате груза при морской перевозке.
OT ( opentop) - контейнер с мягкой, легкосъёмной крышей.
SOC (shipper’s owned container) - контейнер, принадлежащий/ находящийся в оперативном управлении у перевозчика.
Валютные издержки ( Currency adjustment factor - CAF) - дополнительные расходы при перевозке океанскими судами, возникающие при покупке валюты вдоль пути следования, приобретаемой для оплаты портовых издержек в валюте страны пребывания.
Грузоотправитель (Consignor) - клиент (физическое лицо или фирма), отправляющий груз.
Грузополучатель (Consignee) - клиент ( физическое лицо или фирма), получающая груз.
Демередж ( Demurrage) - денежное вознаграждение, уплачиваемое судовладельцу фрахтователем за простой судна под грузовыми операциями сверх времени, предусмотренного в договоре фрахтования судна.
Доставка груза “от двери до двери“ ( Door-to-door) - доставка груза, чаще в контейнерах, непосредственно от отправителя к потребителю.
Единая товарно-транспортная накладная на предъявителя (ордерный коносамент) (Uniform orderbill of lading) - ордерный коносамент можно переуступить, и любой его держатель может заявить право на груз и получить его.
Заполнение ( Stuffing) - степень наполнения контейнера.
Консолидация грузов ( Shipment consolidation) - это объединение грузов нескольких разных отправителей для последующей их транспортировки одним транспортом. Тарифы на перевозку груза (фрахтование ставки) меньше в расчете на один килограмм груза, при единовременной перевозке крупных грузов. Поэтому грузоотправители стремятся сгруппировать грузы, направляемые в один регион.
Консолидировать ( Consolidate) - группировать небольие грузы в один большой груз.
Контейнеры ( Containers ) - оборотная тара размером около 2,5 м (8 футов) в высоту, 2, 5 м (8 футов) в ширину и от 6 до 18 м ( от 20 до 55 футов) в длину, в которой можно перевозить грузы водным, железнодорожным, воздушным или автомобильным транспортом ( контейнеры для воздушных перевозок обычно меньше и легче).
Масса тары ( Tare weight) - масса пустого контейнера или другого незагруженного средства, предназначенного для транспортировки груза.
Метрическая тонна ( Metric ton) - составляет 2204, 6 фунта, или 1000 кг.
Неполная транзитная норма груза для автоперевозок, LTL-груз (Less than truckload) - груз, масса которого меньше минимального, оплачиваемого по пониженному тарифу согласно правилам классификации грузов. Тариф за перевозку одного килограмма LTL-груза выше, чем для TL-груза.
Обратная перевозка (Backhaul) - перевозка попутного груза при обратном следовании пустого транспортного средства.
Плата за задержку ( Detention) - плата грузоотправителя или консигатора автоперевозчику за задержку сверх установленной нормы возврата оборудования для перевозки.
Ролкеры, RO-RO-суда ( Roll-on/roll-off) - грузовые суда, специально предназначенные для погрузки и разгрузки с помощью тягачей и трейлеров по наклонным трапам, устанавливаемым в носовой или кормовой части бортов судна.
Терминал ( Terminal) - узловой пункт перевозчика, в котором груз ( или пассажиры) меняют транспортное средство или способ доставки.
Товарно-транспортная накладная, коносамент ( Bill of landing) - документ, удостоверяющий, что перевозчик получил опредленный груз и несет ответственность за его доставку.
Топливные потери ( Bunker Adjustment Factor - BAF) - дополнительные расходы при перевозке океанскими судами, возникающие за счет роста цены на бортовое топливо в пути следования.
Чартер ( Charter) - в международных перевозках означает взятие напрокат или в аренду морского судна или самолета на конкретный рейс или на определенный период времени.