17.07.18

9 обычных рисков, связанных с навалочным/насыпным грузом на судах


Морская отрасль является важным звеном в международной торговле, так как океанские суда представляют собой наиболее эффективный и, часто, единственный способ транспортировки больших объемов основных товаров и готовой продукции.
Балкеры играют большую роль в мировой экономике. Сухие навалочные/насыпные грузы включают большой ассортимент продуктов. Некоторыми из наиболее обычных обрабатываемых сухих навалочных/насыпных грузов являются уголь, цемент, зерно, сера, удобрения, железная руда, сахар. Эти продукты, обычно, не упаковываются по отдельности, а транспортируются в больших количествах в трюме судна.

Многие сухие навалочные/насыпные грузы также классифицируются как «опасные грузы», требующие особого внимания при погрузке, транспортировке и выгрузке. Перевозка твердых навалочных/насыпных грузов представляет потенциальную опасность и, поэтому, требует квалифицированной и безопасной укладки и отгрузки.

Некоторые из наиболее обычных рисков, связанных с навалочными/насыпными грузами на борту судна, перечислены ниже.

1. Смещение груза
Смещение груза всегда было одной из наибольших опасностей на балкерах. Эта проблема более велика для судов, перевозящих зерновые грузы. Зерно усаживается, примерно, на 2% своего объёма. Из-за этой усадки, на верхней поверхности зерна существуют небольшие пустые пространства. Эти пустые пространства позволяют зерну перемещаться. Высокая сыпучесть зерна снижает устойчивость любого перевозящего его судна. Для снижения опасности смещения груза выполняется разравнивание (тримминг). Бортовая качка также может вызвать перемещение груза от одного борта к другому, снизить его положительную остойчивость и привести к опрокидыванию.

2. Падение груза с высоты
Такие грузы как железная руда, кварц и стальной скрап (металлический лом и металлические отходы производства, идущие на переплавку) обладают высокой плотностью. Во время грузовых операций существует возможность падения груза с высоты. Груз может упасть на палубу судна с конвейерной ленты портового погрузочного устройства или из разгрузочного ковша. Если люди, работающие на палубе, получат удар крупным куском навалочного груза, они могут получить тяжелую травму. Это может привести к смерти. Грузовые операции всегда должны находиться под контролем ответственных должностных лиц, и необходимо позаботиться о том, чтобы посторонний персонал не находился в рабочей зоне палубы. Люди, участвующие в грузовой операции, должны быть одеты в защитную одежду, включая шлемы, безопасную обувь и яркие жилеты.

3. Пыль от груза
Пыль – это одна из обычных опасностей на балкерах. Многие навалочные/насыпные грузы являются пыльными по своему характеру. Частицы пыли достаточно малы, чтобы их можно было вдохнуть, и, в случае вдыхания, это может оказать пагубный эффект на состояние здоровья. Любой, работающий на палубе, может оказаться в условиях высокого уровня запылённости. Пыль может вызвать чихание и раздражение глаз. Когда возможно, лучше всегда избегать подверженности воздействию пыли от груза. Однако, если избежать этого не удаётся, необходимо одевать на лицо защитные маски. Те, кто участвует в грузовых операциях и должен находиться на палубе при погрузке-выгрузке пыльного груза, и любой, сметающий груз щеткой или воздушной струёй, должны одевать соответствующий респиратор. Загрязненные фильтры должны заменяться. Палубные механизмы должны быть соответствующим образом защищены, если пыль может оказать на них вредное воздействие.

4. Разжижение груза
Разжижение – это явление, при котором твердые навалочные/насыпные грузы резко переходят из твердого сухого состояния в почти жидкое состояние. Многие обычные навалочные/насыпные грузы, такие как железорудная мелочь, никелевая руда и различные минеральные концентраты представляют собой примеры материалов, которые могут стать жидкими. Разжижение случается в результате сжатия груза из-за вибрации двигателя, движения судна, бортовой качки и столкновения с волнами, что вызывает сотрясение груза.
Разжижение приводит к развитию текучести. Это позволяет грузу скользить и смещаться в одном направлении, создавая таким образом эффект свободной поверхности, снижая метацентрическую высоту (GM), и, таким образом, снижая остойчивость. Перед погрузкой любого навалочного/насыпного груза, старший помощник должен тщательно проверить декларацию грузоотправителя. Он должен убедиться в том, что влагосодержание груза, подлежащего погрузке, не превышает предельной влажности при транспортировке – во избежание разжижения во время рейса. Часто декларации грузоотправителей оказываются ошибочными. Для проверки влагосодержания на судне могут быть проведены выборочные проверки на месте.

5. Повреждение конструкции
Тяжелые грузы оказывают сильные нагрузки на конструкции, создавая, таким образом, возможность поломки конструкции. Грузы, обладающие высокой плотностью, занимают небольшой объем в сравнении со своим весом, те есть они имеют низкий удельный погрузочный объем. Поэтому важно, чтобы дно трюма/танка было достаточно прочным для перевозки тяжелых грузов, таких как железная руда, никелевая руда, боксит и т.п. Плотность нагрузки на дно трюма/танка никогда не должна превышаться. Сведения о прочности дна трюма/танка представлены в формуляре по остойчивости судна. Превышение максимальной допустимой грузоподъемности в любом из трюмов судна приведет к перенапряжению местной конструкции. Перегрузка вызовет большие напряжения в двойном дне, поперечных переборках, комингсах люков, крышках люков, основных элементах набора корпуса и связанных с ними бракетах отдельных грузовых трюмов. Плохое распределение и/или несоответствующий тримминг (выравнивание) некоторых грузов могут привести к появлению избыточных изгибающих сил.

6. Уменьшение содержания кислорода
Перевозка морем навалочных/насыпных грузов органической природы, таких как дерево, целлюлоза и сельхозпродукты, может привести к быстрому и сильному снижению содержания кислорода и образованию двуокиси углерода (СО2 — углекислого газа). Эти, на вид, безвредные грузы могут создать условия, потенциально угрожающие жизни. Грузовые трюмы и сообщающиеся пространства в балкерах являются примерами замкнутых пространств, где может образоваться токсичная атмосфера. Когда люди входят в невентилируемые пространства, могут случиться несколько видов несчастных случаев со смертельным исходом. В Международном морском кодексе по твердым навалочным грузам (IMSBC) перечислены следующие грузы, как потенциально снижающие содержание кислорода: уголь, железо прямого восстановления, губчатое железо, сульфидные концентраты, удобрения на основе нитратов аммония, опушенное семя хлопчатника. Могут образоваться различные газообразные продукты, включая монооксид углерода (угарный газ), двуокись углерода (СО2 — углекислый газ), сероводорода и углеводородов. Вход персонала в закрытые пространства должен разрешаться только после проведения достаточного вентилирования и проверки атмосферы с помощью соответствующих приборов.  Вход в случае чрезвычайной ситуации может произведен только в изолирующих дыхательных аппаратах. Некоторые грузы могут поглощать кислород в грузовом пространстве. Среди основных примеров – ржавление грузов стальной стружки. Некоторые зерновые грузы также могут снижать содержание кислорода в грузовом пространстве.

7. Коррозия
Некоторые грузы, такие как уголь или сера, могут причинить сильный вред из-за коррозии. Грузы серы насыпью обычно хранятся в открытом виде и, таким образом, подвержены воздействию неблагоприятных погодных условий, что приводит к повышению содержания влаги в грузе. Мокрая сера потенциально высококоррозивна. После погрузки серы, в течение рейса, вся оставшаяся свободная вода профильтровывается к дну трюма, откуда откачивается через льяльные колодцы. Часть воды остаётся на дне трюма и вступает в реакцию с серой. Это приводит к высвобождению серной кислоты и коррозии трюмов судна. Уголь, восстановленный после того как был брошен и свален в пресноводный пруд, обычно имеет высокое содержание влаги и серы. Этот вид угля может быть склонен к вступлению в реакцию с водой и выделению кислот, разъедающих части судна.

8. Загрязнение
Подготовка грузовых трюмов к следующей запланированной перевозке является критически важным элементов в операциях балкеров. Недостаточная подготовка может привести к рекламациям, связанным с качеством груза, например с загрязнением, попаданием воды или потерей груза. Остатки или пыль, оставшиеся от предыдущего груза, могут загрязнить перевозимый навалочный/насыпной груз, и стать причиной загрязнения, которое недопустимо. Цемент, загрязненный остатками предыдущего груза, теряет часть своей вяжущей способности. Сахар-сырец, хранящийся рядом или над сухим рафинированным сахаром, может повредить его стекающим сиропом. Попадание воды может быть результатом протечек в крышках трюмов, обратного потока через льяльную систему, протечек в крышках люков и несоответствующего контроля. Такие грузы как соль, могут впитывать влагу и растворяться, превращаясь в жидкость. Сахар может забродить при наличии влаги. В течение рейса необходимо регулярно откачивать воду из льяльных колодцев.

9. Пожар
Навалочные/насыпные грузы считаются представляющими большую опасность возникновения пожара. Многие навалочные/насыпные грузы имеют свойство нагреваться в процессе окисления, происходящего во время рейса. Обычные грузы, такие как уголь, сера, хлопок, рыбная мука, подвержены спонтанному нагреву. Уголь, кроме этого, испускает метан, являющийся горючим газом. При смешивании с воздухом он может образовать взрывоопасную смесь. Пыль, образуемая некоторыми грузами, может представлять взрывоопасную среду. Серная пыль легко воспламеняется, вызывая взрыв. Трение между кипами хлопка может вызвать спонтанное сгорание и выделение тепла. На балкерах должны строго соблюдаться меры по предотвращению пожара.
Судно, как перевозчик, должно обращаться с грузом квалифицированно, чтобы обеспечить его выгрузку в том же состоянии, в котором он был погружен. Для безопасной укладки и отгрузки твердых навалочных/насыпных грузов необходимо соблюдать требования Международного кодекса по твердым навалочным грузам. В целях минимизации и исключения опасностей, связанных с навалочным/насыпным грузом, необходимо принять соответствующие меры безопасности и придерживаться хорошей морской практики.

Примечание. Этот список опасностей, связанных с навалочным/насыпным грузом, не является полным, но перечисляет наиболее общие из них.

ECSA поддержала намерение Индии ратифицировать Международную конвенцию об утилизации судов

Ассоциации судовладельцев Европейского сообщества (ECSA) поддержали заявление правительства Индии о том, что страна намерена ратифициро...